Участники конференции. Самарканд

Узбекистан – перекресток культур. Международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между странами и народами»

Узбекистан расположен в самом центре Евразии. На его землях пересекались торговые пути и встречались представители разных народов. Благодаря длившемуся несколько тысячелетий многоголосому диалогу разных культур, их взаимодействию и взаимному обогащению появились ярчайшие памятники археологии, архитектуры, искусства, поэзии и философии.

15 мая 2017 г. в Ташкенте начался международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между странами и народами». В нем приняли участие представители более сорока государств. Первое заседание называлось «Территория Узбекистана – перекресток различных культур и художественных традиций», второе – «Артефакты искусства Узбекистана в собраниях мира» – его участники обсуждали сокровища народов Узбекистана, хранящиеся в многочисленных музейных коллекциях. Доклады третьего заседания («Уникальность и историко-культурная значимость искусства Узбекистана») были посвящены прикладному искусству, Великому шелковому пути, книгам и рукописям. Прозвучали десятки выступлений. Сотрудники отделов тканей и археологических памятников Исторического музея О.Г. Гордеева и Н.И. Шишлина рассказали об «узбекских» коллекциях из фондов ГИМ.

На следующий день участники конгресса побывали в древнем Самарканде, в историко-архитектурном комплексе Регистан. Культурная программа мероприятия включала посещение музеев, фабрики по производству самаркандской бумаги, а также гончарной мастерской.

Кроме того, в Ташкенте прошла презентация международного многотомного издательского проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», автором и руководителем которого стал заслуженный журналист Фирдавс Фридунович Абдухаликов, а научным куратором – академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе. Основная задача этого издания –демонстрация уникальных сокровищ узбекского народа и оценка их места в истории мирового искусства.

К открытию конгресса вышел первый том, посвященный наследию Узбекистана в Историческом музее, хранящем множество археологических артефактов, уникальных произведений древнего и средневекового искусства из драгоценных металлов, а также текстильные и керамические изделия. На протяжении долгих лет эта часть собрания ГИМ постоянно пополнялась.

С незапамятных времен через бескрайние степи Евразии и оазисы пустыни кочевники перегоняли тучные стада, а ремесленники и земледельцы перевозили свои товары. Именно эти дороги, проложенные в бронзовом веке, позднее трансформировались в Великий шелковый путь, по которому в раннем железном веке и в средневековье тянулись караваны, груженные бесценными сокровищами. Некоторые из них стали частью коллекции драгоценностей, хранящейся в Историческом музее.

С незапамятных времен через бескрайние степи Евразии и оазисы пустыни кочевники перегоняли тучные стада, а ремесленники и земледельцы перевозили свои товары. Именно эти дороги, проложенные в бронзовом веке, позднее трансформировались в Великий шелковый путь, по которому в раннем железном веке и в средневековье тянулись караваны, груженные бесценными сокровищами. Некоторые из них стали частью коллекции драгоценностей, хранящейся в Историческом музее.

Узбекские ювелиры виртуозно владели чеканкой, пуансоном и зернью, они создавали уникальные оклады священных книг, парадную посуду, изящные аксессуары, амулеты и великолепные украшения. Законодателями мод в 19 – начале 20 в. были Хива, Бухара и Ташкент, где работали сотни ювелирных мастерских. Многоцветие драгоценных камней и металлов, ярких ковров, радужных накидок, платков и тюбетеек создавало ощущение вечного праздника. Бархат и шелк, тканое полотно, вышивка и орнаменты прославили ткачей Бухары, Самарканда и Хивы. Три тысячи предметов из восточных узорчатых тканей XII–XXI вв. немыслимых расцветок – украшение коллекции ГИМ.

В средние века керамика стала «визитной карточкой» узбекских мастеров. Они из поколения в поколение сохраняли традиционный стиль, привнося в него что-то от себя, поэтому у каждого был свой неповторимый почерк. Высокие кувшины, круглые блюда и пиалы, покрытые затейливыми узорами из яркой глазури, перекликались с ювелирными украшениями и коврами. Все подчинялось одному ритму и «звучало», как единое музыкальное произведение. А коллекции ГИМ вобрали в себя все краски, формы и образы народной культуры Узбекистана.

​Кирилл Гусев, Наталья Шишлина